РП Фольклор

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8551658)
Фольклор
для обучающихся 1-4 классов

п. Красное Польцо 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Русский фольклорный»
имеет духовно-нравственную направленность и разработана на основе следующих
документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О
лицензировании образовательной деятельности"
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039 "О
государственной аккредитации образовательной деятельности"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373)
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки
России от 29.08.2013 N 1008)
6. Санпин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 N 189
(в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81)
7. Приказ Росстата от 17.08.2016 N 429 "Об утверждении статистического
инструментария для организации Министерством образования и науки
Российской Федерации федерального статистического наблюдения за
деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования"
9. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
ООШ п. Красное Польцо
10. Авторской программы Л.Л. Куприяновой «Русский Фольклор» (М:
«Мнемозина» , 2008 г.), рекомендованной Министерством образования и науки к
изучению в общеобразовательных школах
Реализация программы обеспечивается УМК:
1. Русский фольклор: программно-методический материал 1-4 классы/авт.-сост. Л.Л.
Куприянова. – М.: Мнемозина, 2008. – 160с.
2. русский фольклор. Уроки в 1 кл: Учебно-методическое пособие для учителя музыки.
– М.: Мнемозина, 2002. – 33 с.
3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Учебник для 1 кл. четырехлет.нач.шк. – М.:
Мнемозина, 2002. – 79 с.
4. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Учебник для 2 кл. четырехлет.нач.шк. – М.:
Мнемозина, 2003. – 79 с.
5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Учебник для 2 кл. четырехлет.нач.шк. – М.:
Мнемозина, 2004. – 67 с.
6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Учебник для 2 кл. четырехлет.нач.шк. – М.:
Мнемозина, 2006. – 79 с.
Цель и задачи программы
Цель — Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка,
обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через
ознакомление с народным творчеством и традициями.
Задачи:
— дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной
мудрости, красоты и жизненной силы;

— привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других
народов;
— обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском
возрасте;
— на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие
навыки и умения каждого ученика;
— на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических
чувств и мыслей каждого ребенка.
Описание места учебного предмета.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Режим занятий – 1 час в неделю
В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ ООШ п. Красное Польцо на программу по
внеурочной деятельности кружка «Русский фольклор» отводится:
в 1 классе - 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа.
В течение учебного года возможны изменения количества часов на изучение тем
программы, в связи с совпадением уроков в расписании с праздничными днями и другими
особенностями функционирования образовательного учреждения.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных,
классных и внеклассных, теоретических и практических форм работы, а также
музыкальные занятия; занятия - концерт; репетиции; творческие отчеты. Основной
формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие
педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Примерная структура занятий:
-обыгрывание народных песен; сценки - картинки из народного быта; народные игры;
игра на шумовых инструментах; слушание и анализ народной инструментальной музыки;
знакомство с русскими музыкальными инструментами;
сочинение и импровизация.
Основные виды контроля:
Входной контроль проводится в начале учебного года
цель: диагностика стартовых вокальных умений и навыков.
формы контроля: Беседа, опрос, тренинги, тестирование, анкетирование
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года
цель: определение степени усвоения учащимися предлагаемого материала; определение
готовности детей к восприятию информации; повышение ответственности и
заинтересованности воспитанников в обучении; выявление детей с высоким и низким
уровнем интеллектуального развития; подбор наиболее эффективных методов и средств
обучения.
формы контроля: наблюдение, опрос, самостоятельная работа, практическая работа,
концертная деятельность.
Промежуточный контроль проводится по окончании изучения темы или раздела, в
конце месяца, четверти, полугодия.
цель: определение степени усвоения учащимися учебного материала; определение
результатов обучения.
формы контроля: участие в праздничных программах, концертах, проведение итогового

мероприятия в конце каждого полугодия, защита творческого проекта.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года или курса обучения
цель: определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей;
определение результатов обучения; ориентирование учащихся на дальнейшее (в том
числе самостоятельное) обучение; получение сведений для совершенствования
образовательной программы и методов обучения.
формы контроля: творческая работа, проведение итогового мероприятия в конце года,
защита творческого проекта, Гала-концерт, коллективная рефлексия, коллективный
анализ работ, тестирование, анкетирование.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных
заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на
различных праздничных мероприятиях.
Освоение программы завершается итоговым контролем в форме творческого концерта
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате обучения по данной программе у учащихся формируются:
Личностные универсальные учебные действия:
 умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
 умение оценивать жизненные ситуации, поступки героев художественных
произведений с точки зрения общепринятых норм;
 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование уважительного отношения к семье, к русскому народу и его
традициям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при
помощи учителя;
 умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить
аргументы, подтверждающие вывод;
 умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные универсальные учебные действия:
 осознание значимости чтения для личного развития;
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 формирование представлений о российской истории и культуре;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности и общего речевого развития;
 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
 умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей;
 умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 умение работать в паре и группе.
Содержание программы «Русский фольклор».
1 КЛАСС (33 ч)

Формирование ансамбля «Фомисолька» 1 час

Знакомство с народным песенным творчеством. 9 часов
Разучивание песни «Самарский каравай». Разучивание мелодии. Разучивание игровой песни.
Работа над мелодией. Работа над игровым сюжетом. Работа над текстом.
Попевочный букварь.
Жанровые песни и игры 10 часов
Песни-игры, простейшие по жанрам. Хороводные песни, простые по интонационному языку.
Музыкально-игровые композиции. Разучивание зимних календарных попевок.
Разучивание скороговорк.
Работа над дикцией 2 часа
Работа над текстом. Работа над дикцией, ритмом.
Работа над песней 11 часов
Знакомство с песенным творчеством. Народные песни разного характера. Работа над образом.
Разучивание шуточных песен. Работа над мелодией. Повтор пройденного материала.
Подготовка к отчетному концерту. Отчетный концерт.

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ должны
знать:
— несколько
народных
песен,
игр,
считалок,
зага
док,
поговорок,
пословиц,
сказок,
докучную
сказку,
молчанку, перевертыши;
уметь:
— выразительно петь простейшие песенки;
— выразительно, активно и без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и
песенные ритмотексты;
— рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций
народного календаря.
2КЛАСС ( 34 часа)
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика детского фольклора, история
собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.
Тема 2.Поэзия пестования (6 часов)
Тема 2.1., 2.2. Колыбельные песни.
Понятие
жанра.
Генезис
колыбельной
песни.
Внутрижанровая
классификация.
Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен.
Тема 2.3. Пестушки.
Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста
пестушек. Анализ пестушек.
Тема 2.4. Потешки.
Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек. Анализ пестушек, их разучивание.
Тема 2.5. Прибаутки.
Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.
Анализ и разучивание прибауток.
Тема 2.6. Докучные сказки.
Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок. Чтение и анализ докучных
сказок. Крестики-нолики по теме «Поэзия пестования»
Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов)
Тема 3.1. Детские народные песни.
Понятие жанра. Классификация детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра.
Анализ и разучивание детских народных песен.
Тема 3.2. Заклички и приговорки.

Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга.
Анализ и разучивание закличек и приговорок.
Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия.
Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской
обрядовой поэзии в современности. Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.
Тема 3.4. Прозвища и дразнилки.
Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок.
Генезис жанров. Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.
Тема 3.5. Детские сказки.
Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок.
Сказки-импровизации. Чтение сказок.
Тема 3. 6. Путешествие по стране Устного Народного Творчества
Тема 4. Потешный фольклор (7 часов)
Тема 4.1. Словесные игры.
Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и
эстетическая ценность жанра. Разучивание словесных игр.
Тема 4.2. Молчанки и голосянки.
Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров. Разучивание и анализ
молчанок и голосянок.
Тема 4. 3. Поддёвки.
Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок.
Классификация поддёвок. Чтение и анализ поддёвок.
Тема 4. 4. Сечки.
Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности жанра.
Разучивание сечек.
Тема 4. 5. Скороговорки.
Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в
работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.
Тема 4.6. Небылицы-перевёртыши.
Понятие и генезис жанра. Педагогическая ценность жанра. Классификация небылицперевёртышей, жанровое своеобразие. Чтение небылиц-перевёртышей.
Тема 4.7. Загадки.
Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления
загадок. Анализ и разгадывание загадок.
Тема 5. Игровой фольклор (6 часов)
Тема 6.1. Считалки.
«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность
считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок.
Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.
Тема 6.2. Ролевые игры без поэтически организованного текста.
Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация текстов игр.
Разучивание игр.
Тема 6.3. Ролевые игры с игровыми припевами.
Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на
формальные ролевые игры. Разучивание игр.
Тема 6.4. Ролевые игры с игровыми приговорами.
Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых.
Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами. Разучивание игр.
Тема 6.5. Игры-импровизации.
Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа.
Педагогическая ценность игр-импровизаций.
Тема 6.6. Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов
сговорок.
Разучивание сговорок.
Тема 6. «Фольклорные посиделки» (4 часа)
Тема 6.1. Посиделки в старину.
История посиделок на Руси. Презентация учителя. Экскурсия в ЦНК «Светлица».
Тема 6.2., 6.3. Подготовка к мероприятию «Фольклорные посиделки»
Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление
заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия. Обсуждение интерьера «горницы».
Тема 6.4. Праздник «Фольклорные посиделки»
Тема 7. Народный кукольный театр (4 часа).
Тема 7.1. История народного кукольного театра
Генезис народного кукольного театра, его особенности. Герой-любимец публики – Петрушка
Уксусов. Чтение сценки и его обсуждение.
Тема 7.2., 7.3. Подготовка к празднику «На весёлой ярмарке»
Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление
заданий для участников ярмарки. Репетиции мероприятия.
Тема 7.4. Праздник «На весёлой ярмарке»
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ должны
знать:
— о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
— об основных календарных осенних, зимних и весенних праздниках; несколько народных
песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, пословиц, поговорок, докучных сказок,
перевертышей;
уметь:
— организовать игру, применить считалку, загадку;
— выразительно петь пройденные песни и отличать их варианты, предложенные учителем;
— рассказывать о народных праздниках и о календарных приметах.

3 класс( 34 часа)
Тема «Где песня льется, там легче живется» (9 ч)
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов. Народные инструменты
(по выбору учителя). Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни.
Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.
Тема «Беседа дорогу коротает, а песня — работу» (3 ч)
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни. Игры. Загадки. Пословицы и
поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
Тема «Были бы песни — будут и пляски» (5 ч)
Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и
небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (6 ч)
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки.
Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные инструменты.
Тема «Добро того учит, кто слушает» (4 ч)
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки.
Загадки. Народные инструменты.

Тема «Все в свой прок» (7 ч)
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры.
Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ должны
знать:
— основные праздники народного календаря; заклички, песни, игры, поговорки, пословицы,
загадки, шутки-прибаутки, небылицы, скороговорки;
уметь:
— исполнять пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты;
— выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
— выразительно декламировать;
— играть на простейших народных инструментах;
— рассказывать о своих впечатлениях от пройденного материала.
4 КЛАСС (34 ч)
Тема « Русские народные сказки» (17 ч)
Присказки. Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки.
Волшебные сказки. Былины.
Сочинение сказок.
Тема «Обрядовая поэзия» (17 ч)
Зимние святки. Масленица. Весна. Закликание весны. Пасха.
Лето. Троица.

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ должны
знать:
—
пройденный фольклорный материал; русские народные сказки, тематику, признаки
сказок, отличать сказки от былины, знать обрядовую поэзию
уметь:
— исполнить песню, закличку, плясовую, хороводную с соответствующим движением, в случае необходимости с простейшим инструментальным сопровождением;
— применить пословицу, поговорку, считалку, загадку, прибаутку и т. д.;
— сочинить варианты к знакомым напевам и инструментальным наигрышам.

3.Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Русский фольклор»
1 класс
Тема и поурочное содержание

№

Количество часов

1

Русский детский фольклор

1

2

2. Поэзия пестования (6 часов)
Колыбельные песни

2

3
4
5

Пестушки
Потешки
Прибаутки

1
1
1

6

Докучные сказки

1

7
8
9
10
11
12

3. Бытовой фольклор (6 часов)
Детские народные песни
Заклички и приговорки
Детская обрядовая поэзия
Прозвища и дразнилки
Детские сказки
Путешествие по стране Устного Народного
Творчества

1
1
1
1
1
1

4. Потешный фольклор (7 часов)
13
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Словесные игры
Молчанки и голосянки
Поддёвки
Сечки
Скороговорки
Небылицы-перевёртыши
Загадки
5.Игровой фольклор (6 часов)
Считалки
Ролевые игры без поэтически организованного
текста
Ролевые игры с игровыми припевами
Ролевые игры с приговорками
Игры-импровизации
Жеребьёвые сговорки
6. Фольклорные посиделки (4 часа)
Посиделки в старину
Подготовка к мероприятию
«Фольклорные
посиделки»
Фольклорные посиделки
7. Народный кукольный театр (4 часа)
История народного кукольного театра
Подготовка к празднику «На весёлой ярмарке»
На весёлой ярмарке

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1

2 класс
Тема и поурочное содержание

Количество часов

1
№
1 Русский детский фольклор

1

1
1
2
3

Колыбельные песни

2. Поэзия пестования (6 часов)

2

2 Пестушки

1

3 Потешки

1

4
5

2 Прибаутки

1

2 Докучные сказки

1

3. Бытовой фольклор (6 часов)
3 Детские народные песни

1

3 Заклички и приговорки

1

3 Детская обрядовая поэзия

1

3 Прозвища и дразнилки

1

3 Детские сказки

1

1
2
3
4
5
6

3 Путешествие
Творчества

по

стране

Устного

Народного

1

4. Потешный фольклор (7 часов)
4 Словесные игры

1

4 Молчанки и голосянки

1

4 Поддёвки

1

4 Сечки

1

4 Скороговорки

1

4 Небылицы-перевёртыши

1

4 Загадки

1

1
2
3
4
5
6
7
5.Игровой фольклор (6 часов)
5 Считалки

1

5 Ролевые игры без поэтически организованного текста

1

5 Ролевые игры с игровыми припевами

1

5 Ролевые игры с приговорками

1

5 Игры-импровизации

1

5 Жеребьёвые сговорки

1

6. Фольклорные посиделки (4 часа)
6 Посиделки в старину

1

1
2
3
4
5
6
1
2

6 Подготовка
к
мероприятию
посиделки»
6Фольклорные посиделки

«Фольклорные

2
1

.4
7. Народный кукольный театр (4 часа)
7 История народного кукольного театра

1

7 Подготовка к празднику «На весёлой ярмарке»

2

7 На весёлой ярмарке

1

1
2
3
3 класс
Где песня льется, там легче живется»

Тематика песен.
Колыбельные песни.
Песни сурского народа.

9часов
2 часа
2 часа
3 часа

1.4.

Заклички, приговорки.

2 часа

2
2.1.
2.2.
2.3.

Беседа дорогу коротает, а песня — работу

3 часа
1 час
1 час
1 час

1
1.1.
1.2.
1.3.

3

Голосянки.
Молчанки.
Скороговорки.
Были бы песни — будут и пляски

5 часов

2.4.
2.5.
2.6.
4
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Сечки.
Небылицы.
Небылицы – перевёртыши.

5
3.6.
3.7.
3.8.
6

Добро того учит, кто слушает

3.9.

Игры – ловишки.

4 часа

3.10. Словесные игры-фанты.

3 часа

Куда запевала, туда и подголоски

Жеребьёвки.
Считалки.
Считалки – числовки.
Заумные считалки.
Сочинение считалочки.
Игры драматизированные.
Игры хороводные.
Игры с диалогами.
Все в свой прок

1 час
2 часа
2 часа
6 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
3 часа
4 часа
1 час
2 часа
1 час
7 часов

4 класс

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Русские народные сказки.
Присказки.
Признаки сказок.
Тематика сказок.
Сказки о животных.
Бытовые сказки.
Волшебные сказки.
Былины.
Сочинение сказок.
Обрядовая поэзия.
Зимние святки.
Масленица.
Весна. Закликание весны.
Пасха.
Лето. Троица.

17часов
1 час
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
4 часа
4 часа
17 часов
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
4 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Положение Школьной службы примирения

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».