РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8690229)
Развитие познавательных способностей
для обучающихся 1 классов
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных
способностей» составлена на основе ФГОС НОО, примерных программ по внеурочной
деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей предлагаемого
курса является именно развитие познавательных способностей и общих учебных умений
и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Актуальность выбора
определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у обучающихся
слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность,
воображение, быстрота реакции. Программа курса Развитие всех познавательных
способностей направлена на решение этой проблемы.
Цели-создание положительной мотивации к учебной деятельности, преодоление
неустойчивости внимания, непроизвольности процесса зрительного и слухового
запоминания и развитие мыслительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно
работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающие:
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности,
как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений
(формирование «Яконцепции»).
Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
На изучение курса «РПС» в 1 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на
33 ч (33 учебные недели).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера,
поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень
привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей
предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и
общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Занятия подходят как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для
детей, мотивированных на обучение. Основное время на занятиях занимает самостоятельное
решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для
формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в
сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество
деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а
именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают
учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей,
отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать
задачи, которые они могут решать успешно.
Виды и формы контроля:
- фронтальный опрос (собеседование)
- индивидуальная проверка
- тестирование
- зачет
- самостоятельная работа
- контрольная работа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате прохождения курса обучающиеся научаться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Раздел 1. «Когнитивная сфера»
1.1
1.2
Первичная диагностик
Внимание.
2
8
Э.Ф. Замбицявичене
«Методика
изучения
словеснологического
мышления»
Диагностика свойств
внимания. Развитие
произвольности и
свойств внимания с
помощью
психотехнических,
нейропсихологических
приемов и
кинезиологических
упражнений
Тестирование
1. Диагностика
свойств внимания.
«Корректурная
проба» Бурдона
2. Комплекс
упражнений
по развитию объема
и распределения
внимания через
психогимнастические
упражнения
(«колечко», «кулак-
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ребро-ладонь»).
3.
Комплекс
упражнений
по
развитию
устойчивости
внимания:
«ухонос»,
«корректурная проба
разные варианты»
4. Комплекс
упражнений на
развитие
концентрации
внимания
(корректурная проба,
«муха»,).
5. Комплекс
упражнений по
развитию
переключения
внимания («кулакребро-ладонь»,
«лезгинка», «ухонос»).
6.Комплекс
упражнений по
развитию
наблюдательности
(игра «В гостях у
Шерлока Холмса»).
7. Итоговое занятие
по развитию
свойств внимания.
Игра «Разведчики».
1.3
Память.
6
Диагностика
свойств памяти
Развитие памяти с
помощью
психотехнических
приемов. Обучение
рациональной
организации
запоминания.
1. Диагностика.
(А.Р.Лурия
«Заучивание 10
слов»).
2. Упражнения по
развитию зрительной
памяти (работа по
образцу, воссоздание
мысленных образов:
Кубики Никитина,
«Инопланитяне»). 4.
Психо-гимнастика
(кинезиологические
упражнения
для
развития слуховой и
моторно-слуховой:
«Кулакреброладонь»,
«Паровозик»).
5.
Упражнения
по
развитию
ассоциативной
и
логической памяти
(группировка
по
смыслу, ассоциации,
по
иск
закономерностей,
«ассоциативная
память» по Лурия).
6. Упражнения для
развития
опосредованного
произвольного
долговременного
запоминания
(смысловые
единицы,
таинственные слова,
«заучивание 10 слов»
разные варианты по
Лурия).
1.4
Мышление.
9
Диагностика
мыслительных
процессов.
Повышение
умственной
работоспособности с
помощью
психотехнических
приемов
по
развитию
мыслительных
процессов (нагляднодейственного,
наглядно-образного,
словеснологического).
1. Комплекс
диагностических
методик по
выявлению
мыслительных
процессов.
2.Упражнения по
развитию и
закреплению
компонентов
нагляднодейственного
мышления через
конструирование.
«Волшебные
клеточки»,
«Графические
Формирование
школьника
положительной
мотивации на
познавательную
деятельность.
у диктанты»,
рисование по
образцу с помощью
трафарета,
«Симметрия»,
«Сложи фигуры»
(из
палочек,
фигур, деталей).
3.
Комплекс
упражнений по
развитию нагляднообразного
мышления.(«на что
похоже», «Кубики»,
«Фигуры из палочек»
«Сложи узор». «Чего
больше, чего
меньше?», «Сделай
поровну», «На
сколько больше, на
сколько меньше»
«Кирпичики»
Никитина)
4. Комплекс
упражнений по
развитию словеснологического
мышления.
«Зашифрованное
слово»,
«Закончи слово»,
Раздел 2.Развитие эмоционально
2.1
Повышение мотивации учебной
деятельности.
6
- волевой
«Составь цыпочку»,
«Подбери слова»,
«Слова-блезнецы»,
«Дай
определение»….
и коммуникативной сферы
Повышение
мотивации обучения
через
передачу
положительных
эмоций.
Развитие
коммуникативных
навыков,
формирование
адаптивных
форм
поведения.
Самопознание себя
как личности
1.
Диагностика
личностной сферы
(самооценка по
Дембо
Рубинштейн;,
уровень
тревожности
по
Филипсу).
2.
Развитие
коммуникативных
способностей. Басня
«Горная тропинка»,
«Поступки», «Что
случилось?»
3.Формирование
эмоциональной
стабильности,
осознание эмоций.
Сказка
«Ежики»,
«Ассоциации»
4.
Обучение
приемам
снятия
агрессивных
и
негативных эмоций
и
тревожного
состояния.
«Дождь в лесу»,
«Порхание
бабочки»
5. Комплекс
упражнений на
формирование
адекватного
отношения к себе.
«Волшебный стул»,
«Сказка про Энни».
Итоговая диагностика
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
33
«Заучивание 10
слов» А.Р.Лурия,
Э.Ф.Замбицявичене.
Методика
исследования
словеснологического
мышления»,
Тест Бурдона
«Корректурная
проба»
буквенный вариант